Время приёма посетителей с 09:00 до 12:30 часов
Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов»    
Телефон
+7 (7172) 57-44-84
E-mail
gosexpertiza@gosexpertiza.kz

ПЕРЕХОД В ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НА ТРАССЕ ГАЗОПРОВОДА «БЕЙНЕУ—ШЫМКЕНТ» СВАРЕН ПЕРВЫЙ СТЫК

2012-08-05
ПЕРЕХОД В ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НА ТРАССЕ ГАЗОПРОВОДА «БЕЙНЕУ—ШЫМКЕНТ» СВАРЕН ПЕРВЫЙ СТЫК

Старт строительства магистрального газопровода, которого ждали больше года, состоялся. На отметке 882,6 километра (это если считать от Бейнеу) специалисты ТОО «ТрансАзияКонстракшн» сварили первый стык на трассе газопровода. Это событие произошло в минувший четверг где-то между Жалагашом и Жосалы на Дарьял-такыре к северу от Караозека. Вся трасса газопровода разделена практически поровну между двумя генподрядчиками: китайским и казахстанским АО «НГСК «КазСтройСервис». Китай­ская компания еще только начинает выставляться на трассу. Напомню, что ее участок берет начало (вернее, это будет конец их дистанции) именно в точке, с которой наш сегодняшний репортаж, и до Бейнеу. Правда, в этом году только до Бозоя. Таким образом, большую часть нитки газопровода по нашей области будет строить иностранный генподрядчик. Разумеется, что на ответственных работах (сварщики, инженерно-технический персонал) будут заняты специалисты из Поднебесной. Водители, механизаторы и другие работники будут казахстанцы. Казахстанский генподрядчик (знаю по опыту строительства других газопроводов в Казахстане) тоже будет привлекать на сварку стыков бригады специалистов из-за границы. Только единственный и постоянный субподрядчик КSS ТОО «ТрансАзияКонстракшн», так сказать, — стопроцентный казахстанский производитель таких работ. Он и рванул с места в карьер. У опытного и умелого подрядчика, если участь его быть на субподряде, рано или поздно, или сразу приходит понимание, что генподрядчик лучший ему кусок не отрежет. Не стал исключением и этот проект. Посмотрите на карту, где прочерчен магистральный газопровод «Бейнеу — Шымкент». Тянется он (по крайней мере, по нашей области) по степи в стороне от реки, озер, каналов, а значит, дополнительных сложностей маршрута. Только километров семьдесят трассы проходят рядом с поймой Караозек. Здесь подтопляемая зона, нарыто, намерено каналов, есть участки (7-8 километров), где газопровод может всплыть при повышении уровня грунтовых вод, это значит, на него надо навешивать балласт. Есть и другие сложности. Так вот еще до того, как определился генподрядчик, сроки строительства, технические параметры проекта, генеральный директор ТОО «ТрансАзияКонстракшн» Сулейман Атаниязов, взглянув на предполагаемый маршрут газопровода, понял, что если «ТАК» участвует в этом проекте, то именно в этом месте. Как показала жизнь, генподрядчик и не пытался удивить его каким-либо другим решением. Добирались мы до точки, без преувеличения исторического события, на перекладных. Сначала и на гендиректорском джипе километров шестьдесят по асфальту на Кумколь, потом степными дорогами до ТСБ (трубосварочная база) и рядом стоящегося вахтового поселка. Далее нам предстояло выйти на трассу, расчищенную под газопровод, и двигаться по ней. Что собой представляет эта, так сказать, дорога, вообразить трудно – надо увидеть и прочувствовать. В степи верхний слой почвы относительно связанный благодаря растительности, но вот его как раз и надо убрать с трассы, чтобы потом использовать для рекультивации затронутых этой стройкой земель. Под убранным плодородным слоем почва уже после первого проезда тяжелой машины превращается в пыль. А если здесь прошли уже сотни «КРАЗов»-трубовозов (35 тонн весят две плети трубы, которые они перевозят), трубоукладчики на гусеничном ходу и другая техника? Тогда это все превращает в пухляковое болото. По нему из легковых может пробираться только подрессоренные, специально поднятые джипы. Вот на такой машине и отправились к первому стыку газопровода. Можно, конечно, на таком реальном вездеходе найти в степи непыльную дорогу или вовсе ехать напролом, но это не по правилам. Стройка должна минимально влиять на окружающую среду, и за этим есть кому следить. — Но степь здесь все равно сильно изменится после нашего ухода, — говорит Сулейман Атаниязов, поглядывая сквозь пыльную завесу в окно, — и в лучшую сторону. Мы тут за собой, конечно, приберемся, но дело не в этом. Когда газ придет в поселки, аулы, люди перестанут вырубать саксаул, жингиль, и лет через пять здесь будут тугайные леса. В этом я уже не раз убедился, и потому, что именно так и будет, сомнений нет. Газовая труба — это переход в другое измерение. Буквально — это с тонн угля, мазута, дров перейдем на кубометры газа, в общем, перейдем к более чистой жизни. Мы уменьшим нагрузку на степь — она ответит возрождением. Вот за такими разговорами проходит поездка на отметку 882,6, до которой добрались часа за два, это если считать от трубосварочной базы, где трубы с завода двумя стыками свариваются в плеть из трех секций. Отсюда трубоводы доставляют плети на трассу, и там их сваривают в нитку. Нитка может быть длиной сто метров, двести, триста…, но не больше полутора километров. Именно на столько хватает зарядки аккумулятора прибора, которым проверяется изоляция трубы перед ее укладкой в траншею. Строительство газопровода (и нефтепровода тоже) большого диаметра очень трудоемкая и энергозатратная работа. К примеру, 72 тысячи метров труб, которые предстоит сварить и уложить ТОО «ТАК», весят более 36 тысяч тонн. Их надо сначала перевезти из железнодорожного тупика на ТСБ (в нашем случае почти сто километров), потом доставлять на трассу, где, в среднем, плечо составит еще семьдесят километров. Это две тысячи рейсов «КРАЗов»-трубопроводов. Плюс к этому сначала с базы, а потом по трассе надо перемещать трубоукладчики, экскаваторы, сварочные комплексы, будет переезжать и вахтовый трассовый поселок. Только ТСБ со своим поселком не будет переезжать – он установлен на середине участка газопровода, который строит ТОО «ТАК». На трубосварочной базе работа идет и днем, и ночью, а на трассе — только в светлое время суток. Главные действующие лица и там, и здесь — специалисты, которые варят металл. На базе этот процесс проходит на линиях сборки труб, где работу сварщика заменяет специальный агрегат, и тогда сварщик становится оператором. На трассе эта работа делается руками. Сварка труб требует только высшей квалификации. Поэтому здесь все сварщики шестого разряда. Каждый стык проваривается дважды: сначала идет корневой шов, потом наружный. Качество работы проверяется буквально, как в больнице: на каждом стыке делается рентгенография. Эти снимки долго будут храниться в архивах газопровода. Возможно, завершающий стык на этом газопроводе будет сварен при параде в красной палатке и под музыку, а вот первый сработан буднично. Его варить выпал черед команде прораба Абу Сапарова. Торжественность момента отмечена только поздравлениями гендиректора, в качестве подарка дыня – на перекур и фотография на память о начале столь долгожданного для нашей области строительства.
Игорь ТИТЕНОК.

По материалам газеты "Кызылординские вести"