История создания
Республиканская единая государственная система вневедомственной экспертизы проектов была образована постановлением Совета Министров Казахской ССР от 26 августа 1987 года № 400 "О реализации постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1987 года № 841 "О совершенствовании экспертизы проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений, подведомственных республиканским и местным органам управления".
В соответствии с указанным правительственным решением в эту единую государственную систему включались:
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Казахской ССР (с 1991 года - Госархстрой Республики Казахстан); Управления государственной вневедомственной экспертизы при облисполкомах, Алма-Атинском и Ленинском горисполкомах, подчиненные одновременно соответствующему исполнительному комитету местного Совета народных депутатов и Главному управлению государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Казахской ССР.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1993 года 1344 "О новой жилищной политике" на базе упраздненного Госархстроя Республики Казахстан было образовано Министерство строительства, жилья и застройки территорий (Минстрой) Республики Казахстан. Этим же Указом была определена структура Минстроя, предусматривающая, помимо центрального аппарата министерства, его подразделения в областных центрах и городах республиканского подчинения, осуществляющие на местах лицензирование, контрольные функции, а также государственную экспертизу проектов.
В целях реализации этого Указа Главы государства постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 23 марта 1994 года № 289 "Об органах архитектурно-градостроительного контроля при Министерстве строительства, жилья и застройки территорий Республики Казахстан" на базе Главного управления государственной вневедомственной экспертизы и местных органов госэкспертизы был создан Департамент государственной вневедомственной экспертизы проектов (Госэкспертиза) с его территориальными подразделениями в областных центрах и городах Алматы и Ленинске.
Позднее, в рамках проводимой административной реформой, было принято постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 1996 года № 88 "О совершенствовании архитектурно-градостроительного контроля в Республике Казахстан". В соответствии с этим решением на базе упраздняемого Департамента государственной вневедомственной экспертизы проектов при Минстрое было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Государственная вневедомственная экспертиза проектов" с ее дочерними государственными предприятиями в областных центрах и городах Акмоле и Алматы (далее - РГП "Госэкспертиза"). При этом созданное предприятие определялось правопреемником упраздненного Департамента государственной вневедомственной экспертизы с распространением на предприятие ранее принятых нормативных актов.
В этой связи указанным решением Правительства о создании государственного предприятия, специально предназначенного для проведения государственной экспертизы проектов, подтверждаются соответствующие полномочия РГП "Госэкспертиза". Статус РГП "Госэкспертиза" дополнительно подкреплен Законом Республики Казахстан "О государственном предприятии" в части того, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства путем осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций.
РГП "Госэкспертиза" за период существования как отдельного предприятия внесла определенный вклад в развитие строительной отрасли республики. Этот вклад заключается в том, что наряду с предупреждением аварий, взрывов, пожаров и других катастроф, она ежегодно дает многомиллиардную экономию бюджетных и внебюджетных средств.