Отчет производственной деятельности филиала РГП «Госэкспертиза»
за 2013 год
Производственная деятельность
Общий объем рассмотренной проектно-сметной документации на строительство 843 единиц (в т.ч. 31 ед. - ТЭО, 664 ед. - РП, 137 ед. – другие виды документации а также 11 ед. – повторно рассматриваемые проекты) с общей заявленной стоимостью строительства 115,113 млрд.тенге, (Приложение № 1.2.1):
- в том числе финансируемых за счет государственных инвестиций 602 единицы со стоимостью 89,893 млрд.тенге (объекты жилищно-гражданского строительства – 398 ед., объекты транспорта, связи и коммуникации – 177 ед., объекты сельского хозяйства – 17 ед., строительный комплекс – 1 ед., топливно-энергетический комплекс - 1 и других отраслей – 8 ед.);
- за счет негосударственных инвестиций 241 ед. с общей стоимостью 25,220 млрд.тенге (объекты жилищно-гражданского строительства 53 ед., объекты транспорта, связи и коммуникации - 100 ед., нефтегазовые объекты – 60 ед., топливно-энергетический комплекс – 11 ед., объекты сельского хозяйства – 5 ед., горнодобывающий комплекс – 3 ед., предприятия машиностроения и металлургии – 1 ед., строительный комплекс – 3 ед. и других отраслей – 5 ед.).
Количество возвращенных на доработку проектных документаций 19 единиц с общей заявленной стоимостью строительства 0,944 млрд.тенге, в основном нарушения касались состава рабочих проектов:
- отсутствовали разделы рабочего проекта «Проект организации строительства»;
- предоставляются устаревшие данные по инженерно-геологическим изысканиям на площадке строительства;
- не предусмотрены мероприятия по обеспечению доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной транспортной и рекреационной инфраструктуры в соответствии со МСН 3.02-05-2003 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- рабочие чертежи выполнены с нарушениями ГОСТ 21.101-97, ГОСТ 21.501-93 «Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей».
По итогам рассмотрения рекомендовано к утверждению 824 единиц проектно-сметной документации (в т.ч. 30 ед. - ТЭО, 648 ед. - РП, 135 ед.–другие виды документации, а также 11 ед. – повторно рассматриваемые проекты) проектно-сметной документации на общую стоимость 102,391 млрд.тенге, в том числе 11 единицы ПСД рассматривались повторно на общую стоимость 2,363 млрд. тенге, после корректировки или изменения проектных решений. (Приложение № 1.2.1)
Из общего количества рассмотренной проектно-сметной документации 28,59% составили ПСД объектов негосударственных капитальных вложений и 71,41% ПСД объектов государственных инвестиций.
В своей деятельности, Филиал РГП «Госэкспертиза» по Актюбинской области особое внимание уделяет мониторингу объектов экспертизы в рамках реализации государственных программ:
- Программы «Доступное жилье – 2020»;
- Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»;
- Программы «Занятость 2020»;
- Программа развитие моногородов на 2012-2020 годы;
- Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы;
- Отраслевой программы питьевого водоснабжения «Ак булак» на 2011-2020 годы;
- Программы «Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан» на 2011-2020 годы;
- Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и т.д.
Одним из основных задач государственной экспертизы является повышение эффективности проектных решений, которая достигается путем обеспечения в проектах, проходящих экспертизу, соблюдения обязательных требований государственных нормативов, обоснованности проектных решений и достоверности технико-экономических показателей, в том числе сметной стоимости строительства.
В результате рассмотрения и установления достоверной сметной стоимости проектов за 2013 год по рекомендованным к утверждению проектам сметная стоимость строительства в текущих ценах снижена на 12,548 млрд.тенге.
Уменьшение общей сметной стоимости строительства в основном происходит за счет:
- исключения разбивки по годам строительства из-за нормативной продолжительности менее года, либо корректировки норм задела по годам строительства согласно СНиП 1.04.03-2008 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»;
- определения стоимости материалов и оборудования по нормативной базе 2001 года, применения корректировки МРП в переводах в базовую стоимость 2001 года текущей стоимости материалов и оборудования, определенных по прайс-листам заказчика и мониторинга цен, отсутствующих в нормативной базе 2001 года;
- корректировки объемов работ согласно проектным решениям;
- исключения стоимости материалов, привязанных отдельной позицией и учтенных в расценках на производство работ.
Также, в целях обеспечения надежности функционирования объектов и повышения качества строительства, в процессе экспертизы проектной документации, экспертами Филиала предлагалось ряд эффективных мероприятий по улучшению проектных решений, позволяющих повысить энергосбережение и энергоэф-фективность, взрыво-пожаробезопасность, надежность работы конструкций и удобства в эксплуатации, а именно:
- устройство на уровне плит перекрытий (4 и 8 этажей) армированного пояса из монолитного керамзитобетона для конструкции утепления наружных стен;
- установка автоматизированного теплового пункта, оборудованные пластинчатыми теплообменниками на систему отопления и горячего водоснабжения (2 типа теплообменников на зимний и летний период), циркуляционными и подпиточными насосами на систему отопления и горячего водоснабжения, прибором учета тепловой энергии, а также автоматическим регулированием заданного расхода, температуры воды и давления.
- система отопления жилых домов принята двухтрубная, горизонтальная поквартирная с установкой в каждой квартире теплосчетчиков.
На экспертизу продолжают поступать проекты, выполненные с низким качеством и нарушением нормативных требований по обеспечению надежности и эксплуатационной безопасности запроектированных объектов.
Если оценить удельный вес недостатков, отмеченных в проектах, то основная часть приходится на недостоверность определения стоимости строительства и нарушений нормативных требований в части устойчивости, надежности конструкций, пожаробезопасности и эксплуатационной безопасности зданий и сооружений.
Также к характерным недостаткам проектов относится - неполнота исходно-разрешительной документации.
Общее количество недоработок и нарушений, допущенных проектными организациями в рассмотренных документациях на строительство за 2013 год, составляет - 6506 (Приложение № 1.3.2) в том числе:
- недостаточность определения стоимости строительства - 2667;
- надежность строительных конструкций - 240;
- объемно-планировочных и архитектурных решений - 386;
- решений по энергообеспечению и электрификации - 1069;
- решений по отоплению и вентиляции - 174;
- недостаточность исходных данных, послуживших основанием для проектирования и заключений органов государственного надзора - 1094;
- решений по водопроводу и канализации – 305;
- недоработки и необоснованность технологических решений, недостаточность обоснований выбора применяемой технологии и оборудования по основному и вспомогательному производству, складскому, ремонтному хозяйству и объектам технологической структуры - 130;
- решений по теплоснабжению и газификации – 86;
- нерациональность решений по генеральному плану и транспорту - 133;
- решений по организации строительства – 11 и т.д.
В соответствии с Протокольным решением Правительства РК по вопросу развития казахстанского содержания и товарных бирж (от 02 февраля 2010года № 17-56/005-1689,05-12) и Протокольным решением Агентства РК по делам строительства и ЖКХ «О задачах обозначенных в Послании Президента РК народу Казахстана от 28 января 2011года «Построим будущее вместе» (от 10 марта 2011 года № 1-1/16), а также Протокольным решением № 17-5/05-381 от 31 мая 2012 г. Филиалом РГП «Госэкспертиза» по Актюбинской области постоянно ведется строгий контроль по увеличению в проектах доли казахстанского содержания.
С целью обеспечения надежности и ремонтопригодности используемых материалов и оборудования и увеличения доли казахстанского содержания в проектах строительства, филиалом заказчикам предлагалось и предлагается использовать при проектировании строительные материалы и технологическое оборудование отечественных производителей.
Анализ показывает, что средняя доля казахстанского содержания в проектах на строительство за 2013 год составляет 79,69 %.
Для улучшения деятельности и качества государственной экспертизы проектов, филиалом осуществляются следующие мероприятия:
- привлечение АО «Казахский Водоканалпроект» на договорной основе по оказанию консультационных услуг согласно приказа Агентства РК по делам строительства и ЖКХ № 264 от 25.07.2011г. по объектам строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по программе «Ак булак» для согласования (рекомендаций) в части применяемых технологий, материалов и оборудования;
- привлечение внештатных квалифицированных специалистов, обладающих большим опытом работы в проектной и производственной деятельности;
- все сотрудники филиала на постоянной основе направляются на курсы повышения квалификации и семинары в лучшие специализированные учреждения и институты Казахстана и РФ;
- постоянно проводятся совместные совещания с местными исполнительны-ми органами по вопросу повышения качества проектирования;
- применение проектировщиками ресурсосберегающих энергоэффективных материалов, оборудования, исходя из условий надежности, ремонтопригодности, единообразия, технической и экономической эффективности в период эксплуатации.