Вход в систему
 
Время приёма посетителей с 09:00 до 12:30 часов
Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов»    
Телефон
+7 (7172) 57-44-84
E-mail
gosexpertiza@gosexpertiza.kz

итоговый отчет 2009 года

2010-03-17
итоговый отчет 2009 года
Талдыкорганское территориальное дочернее государственное предприятие (ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» ) Республиканского государственного предприятия на преве хозяственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза»)Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства


О Т Ч Е Т

по результатам работы Талдыкорганское территориальное дочернее государственное предприятие (ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» ) Республиканского государственного предприятия на преве хозяственного ведения «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза») Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства за 2009 год

г.Талдыкорган

2. Производственная деятельность


2.1 Основные производственные показатели ДГП (объем рассмотренной документации в количественном и стоимостном выражениях по источникам финансирования, группам промышленного производства, видам документации, динамика показателей по сравнению с 2008 годом)

За отчетный период ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» было рассмотрено 1250 единицы проектно-сметной документации на общую заявленную стоимость 184373,159 млн. тенге.

В результате корректировки проектной документации по замечаниям ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» и применения рекомендуемых нами предложений, новых проектных решений, а также исключения необоснованных и нецелевых затрат из рассмотренных проектов рекомендовано к утверждению 1242 единиц проектно-сметной документации на общую стоимость 177318,872 млн. тенге.

Из общего объема рассмотренной проектно-сметной документации 95,92% - составили государственные инвестиции и 4,08% - негосударственные капиталовложения (рис. 1, 2).


Данные об объемах выполненныхработ по источникам финансирования за 2009 г.
 

Данные об объемах выполненных работ по источникам финансирования за 2009 г.

Структура проектной документации на строительство по видам инвестиций в стоимостном выражении
(количество в %) за 2009 год


Структура проектной документации на строительство по видам инвестиций в стоимостном выражении
(количество в %) за 2009 год

За отчетный период было рассмотрено:


225 единиц проектно-сметной документации по объектам образования, на сумму 35276,313 млн. тенге. Из рассмотренной проектно-сметной документации: рекомендовано к утверждению 225 единицы на общую стоимость 34076,547 млн. тенге. Снижение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 1314,55 млн.тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации – 114,784 млн.тенге;

по объектам здравоохранения рассмотрена 126 единица проектно-сметной документации на сумму 6821,351 млн. тенге. Из рассмотренной проектно-сметной документации рекомендовано к утверждению 126 единиц на общую стоимость 6655,858 млн. тенге. Снижение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 205,279 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации – 39,786 млн. тенге;

8 технико-экономических обоснований;

повторно рассмотрено (корректировка) 48 единиц проектно-сметной документации на общую стоимость 7738,867 млн. тенге. Из рассмотренной проектно-сметной документации рекомендовано к утверждению 40 единиц на общую стоимость 6646,549 млн. тенге. Снижение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 453,668 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации – 53,565 млн. тенге. Из повторно рассмотренной (корректировка) проектно-сметной документации 8 отправлены на доработку. Это составляет 0,64% от всей рассмотренной ПСД за 2009 год;

51 единицы проектно-сметной документации, на общую стоимость 6821,351 млн. тенге. Из рассмотренных проектно-сметных документаций рекомендовано к утверждению 51, на общую стоимость 6655,858 млн. тенге;

Общее снижение заявленной сметной стоимости по негосударственным объектам составило в текущих ценах 205,279 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 39,786 млн. тенге.

Анализ производственных показателей за 2009 год в сравнении с 2008 годом свидетельствует о динамике роста объема предоставляемых экспертных услуг: за 2008 г. рассмотрено 962 единицы проектно-сметной документации на общую заявленную стоимость 144762,000 млн. тенге, что на 288 единиц меньше объема показателей чем за 2009 год.
(таблица 3 ирис. 3)


 Наименование показателей  Единицы изм-я   2008г.   2009г.    Отношение 2007г к 2008г.
      + / -  %
 1
  2   3  4   5  6
 
Общее количество рассмотренной ПСД,
в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций
шт.
шт.
962
840
1250
1199
288/ -
359/ -
129,94
142,74
 Общая заявленная стоимость, в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций млрд. тенге
млрд. тенге
144,762
134,945
184,373
156,652
39,611 / -
21,707 / -
127,36
116,09
 Количество ПСД, рекомендованной к утверждению, в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций шт.
шт.
955
836
1242
1191
287 / -
355 / -
130,05
142,46
Общая стоимость строительства, рекомендованная к утверждению, в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций

млрд.
тенге
млрд.
тенге 132,126
123,879

177,319
152,333

45,193/ -
28,454/ -

134,21
122,97

Отклонено или возвращено на доработку, в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций

шт.
шт.

7
4 8
8 1/ -
4/-

114,29
200

Снижение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, в т.ч. объектов, финансируемых с участием госинвестиций        млрд.
тенге
млрд.
тенге 11,265
10,982 7,026
4,082 -/ 4,239
-/ 6,900

62,37
37,17

Динамика объемов рассмотренной проектной документации на строительство за 2006-2008 г.г.

Динамика объемов рассмотренной проектной документации на строительство за 2006-2008 г.


Эффективность экспертизы проектов

Обеспечение надлежащего качества проектов (характерные ошибки и недоработки в рассмотренных проектах, примеры)
В целях обеспечения эффективности экспертизы проектов ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» уделяет внимание выполнению законодательных и нормативных документов Республики Казахстан и качеству представленных проектов. За 2009 год при рассмотрении проектной документации выявлено 18876 нарушений, устранение которых в значительной степени повлияло на улучшение качества проектно-сметной документации и эффективность капитальных вложений. Среди них: недостаточность данных инженерно-геологических изысканий с учетом особых условий площадки строительства; недостаточность исходных данных, послуживших основанием для проектирования, и заключений органов государственного надзора; нерациональность решений по генеральному плану и транспорту; недоработки и необоснованность технологических решений и т.д. (см. рис. 4).
В результате корректировки ПСД по замечаниям экспертов и применения более рациональных проектных решений, исключения необоснованных затрат и завышенных объемов работ снижение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 7026,218 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации – 664,146 млн. тенге, сокращены расходы материальных, финансовых и энергетических ресурсов, в том числе: трудозатрат в строительстве на 255,982 т.ч.д., металла на 0,012 тыс.т., цемента на 123,0605 тыс.т., лесоматериала на 0,0128 тыс. куб. м.
В процессе рассмотрения проектов экспертами производственного отдела предлагались эффективные проектные решения, позволяющие уменьшить сметную стоимость строительства, повысить взрыво-, пожаробезопасность, устойчивость и надежность строительных конструкций.


В целях улучшения качества проектных решений и исключения недоработок
в рассматриваемых проектах внесен ряд изменений и дополнений. Основными нарушениями законодательных и нормативных актов
приразработке проектов являются следующие:

-по составу и содержанию - проектная документация на строительство разрабатывается без учета требований государственных нормативов, что порождает замечания экспертизы по комплектации представляемых на экспертизу проектов, в том числе, по вопросам наличия необходимых согласований и технических условий для подключения инженерных сетей, данных по инженерно-геологическим изысканиям площадки строительства;
- несоблюдение требований государственных нормативов при разработке проектов по вопросам объемно-планировочных решений, обеспечения санитарно-гигиенических условий труда работающих, охраны труда и техники безопасности, противопожарных мероприятий, а также по обеспечению тепловой защиты зданий, надежности и несущей способности конструкций;
-составление сметных расчетов и определение затрат производится с нарушением положений, указанных в действующих сметно-нормативных документах, а также несоответствие физических объемов строительно-монтажных работ, учтенных в сметной документации, чертежах рабочего проекта и так далее.


За отчетный период в ходе рассмотрения проектов
значительное снижение заявленной стоимости
строительства выявлено:


по ТЭО: «Спортивный комплекс, административное здание и боксы для спецтехники в УЦСпН «Байконур» Службы «Арыстан» КНБ РК в п. Каргалы Жамбылского района Алматинской области» общее уменьшение сметной стоимости в текущих ценах в результате корректировки составило – 312,176 млн. тенге
- по рабочему проекту «Кольцевая автомобильная дорога на территории МЦПС «Хоргос» в Панфиловском районе Алматинской области. (II этап. Часть 1)» общее уменьшение сметной стоимости в текущих ценах в результате корректировки составило – 470,545 млн. тенге
- по рабочему проекту «Объездная автомобильная дорога (от таможни РК «Хоргос» до таможни КНР) в Панфиловском районе Алматинской области (2-ой этап)» общее уменьшение сметной стоимости в текущих ценах в результате корректировки составило – 441,626 млн. тенге.
ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» в рамках государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010г., за 2009 год выдано 39 экспертных заключения. Общее снижение заявленной сметной стоимости составило в текущих ценах -125,23 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 32,561 млн.тенге. Общая площадь составляет - 35664,782 м2. Полезная площадь - 25775,98 м2.
За 2009 год ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» выдано 36 экспертных заключений по крупным объектам, утверждаемым Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Общее снижение заявленной сметной стоимости составило в текущих ценах -4812,271 млн. тенге и увеличение общей (заявленной) стоимости по документации, рекомендованной к утверждению, составило 179,979 млн.тенге.

Структура основных недостатков и нарушений,выявленных в процессе государственной экспертизы проектной документации за 2009 г.



Информация о качестве экспертной продукции с указанием количества, возвращенных на доработку экспертных заключений по инициативе Головного предприятия и Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства


За год были возвращены на доработку 8 экспертных заключения по рабочим проектам: «РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. Внеплощадочные электрические сети ВЛ 10 КВ» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. Внутриплощадочные сети ЛЭП-0,4 кВ и сети наружного освещения» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. Котельная на твердом топливе» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. Благоустройство» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. 12-ти квартирный жилой дом. Пятно 6» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. 12-ти квартирный жилой дом. Пятна 9, 10» (корректировка), РП «Строительство военного городка ОКПП «Коргас» для пограничной службы КНБ РК. 12-ти квартирный жилой дом. Пятна 12, 13, 14» (корректировка), РП: «Реконструкция и строительство системы водоснабжения с.Междуреченское Илийского района Алматинской области (1 очередь)» (корректировка) по замечаниям Головного предприятия и Агентство по делам строительства и ЖКХ были доработаны и утверждены. Все замечания РГП «Госэкспертиза» и Комитета по делам строительства и ЖКХ проанализированы.
Совершенствование экспертной деятельности. Уровень внедрения ИСМ и ЕСЭДО.
С целью совершенствования экспертной деятельности и повышения конкурентоспособности в деятельность предприятия внедрена интегрированная система менеджмента качества, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 - система менеджмента качества (СМК); ISO 14001:2004 - экологический менеджмент; OHSAS 18001:2007 - системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда.
В марте 2009 года проведен корпоративный семинар «Разработка и внедрение в РГП «Госэкспертиза» интегрированной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международных стандартов качества ISO 9001:2008, ISO 14001:2007 и OHSAS 18001:20041» (обучение прошли 10 человек: Нукебаев М.Т., Молдыбаева Ж.Ж., Бектурсунов М.М., Ким Т.В., Евтушевская Т.Н., Атагуллаев А., Шульгина Л.А., Ким К.А., Ан К.О., Исагалиева Д.Н.).
В рамках внедрения ИСМ в деятельность ТДГП на ПХВ РГП «Госэкспертиза» было проведено обучение сотрудников, доведена до сведения и разъяснена Политика Предприятия, разработаны и внедрены внутренние нормативные документы (Цели предприятия и подразделений в области ИСМ; Положения, должностные инструкции.), адаптированы стандарты предприятия, обеспечены материальная база и механизм внедрения ИСМ.
С 7 по 11 декабря 2009 года ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» успешно пройдены сертификационные аудиты международного сеттифицирующего органа TUV Rheinland и казахстанского сертифицирующего органа INTERCERT. По результатам коррктирующих действий разработан план улучшения и совершенствования деятельности ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» на 2010 г. Основными приоритетами деятельности предприятия в рамках ИСМ определены качество проводимой государственной экспертизы ПСД объектов строительства; эффективная связь с заказчиками, обеспечение безопасности труда и охраны здоровья сотрудников предприятия, а также активное участие в обеспечении экологической безопасности региона.
Эффективным средством мониторинга по процессу проведения экспертизы проектно-сметной документации является единая система электронного документооборота (ЕСЭДО) (разработчик ТОО «ИК Экомаш, г.Москва»), с которыми (помимо головного предприятия) поддерживается постоянная связь – совершенствуется бланочная документация, отрабатывается порядок внесения данных, обеспечивается контроль действий участников ЕСЭДО.
В рамках совершенствования экспертной деятельности были осуществлены следующие мероприятия: внедряются современные технологии (программные комплексы), формируется профессиональный потенциал предприятия, развивается материально-техническая база, сформирован комплекс баз данных по результатам проведения экспертизы и электронный архив ПСД, прошедшей государственную экспертизу, проводится мониторинг удовлетворенности Заказчиков качеством экспертной продукции предприятия. С целью совершенствования экспертной деятельности предприятия проводятся рабочие произвозводственные совещания, осущесвляется постоянная связь с Заказчиками и проектировщиками.
Так, в рамках совершенствования деятельности ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» был использован новый формат взаимодействия участников проектно-строительного комплекса – в феврале месяце 2009 года был проведен экспертно-практический семинар «От качества проектов – к качеству экспертизы», в рамках которого проанализированы типичные и нетипичные ошибки проектировщиков, допущенные в 2008 году, сделан пресс-анализ новшеств в проектной и строительной отрасли и ответы на вопросы проектировщиков.

Финансово-хозяйственная деятельность
По итогам года ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» было выполнено услуг на сумму 257386 тыс.тенге, что на 105% выше по сравнению с предыдущим 2008 годом. Расходы составили 149950 тыс.тенге, в том числе себестоимость выполненных услуг 92608 тыс.тенге, административные расходы 57342 тыс.тенге.
Чистый доход составляет 75204 тыс.тенге, что составляет 125% от уровня прошлого года аналогичного периода. Соответственно рентабельность предприятия так же возросла с 35% до 50%, что составляет 143 % роста.
Дебиторская задолженность по выполненным работам составляет 43272 тыс.тенге, просроченная свыше одного года 1888 тыс.тенге. Хотя дебиторская задолженность увеличилась, по сравнению с прошлым годом, по сроку образования она на 95% состоит из задолженности до 6 месяцев.
Авансы полученные под выполнение работ и услуг на сумму 40922 тыс.тенге.
Фактический фонд оплаты труда за 2009 год составляет 113250 тыс.тенге. Среднемесячная заработная плата по производственному и административному персоналу по сравнению с прошлым годом возросла в среднем на 110%.

По состоянию на 01 января 2010 года
Активы предприятия составляют:
- денежные средства 176549 тыс.тенге
- основные средства 22561 тыс.тенге
- нематериальные активы 3642 тыс.тенге
- краткосрочная дебиторская задолженность 43272 тыс.тенге
Итого активов 246024 тыс.тенге
Обязательства:
- задолженность по обязательным платежам и в бюджет 30033 тыс.тенге
- по заработной плате 15439 тыс.тенге
- поставщикам и подрядчикам 148 тыс.тенге
- авансы полученные 40942 тыс.тенге
- отчисления от чистого дохода 37602 тыс.тенге
Итого обязательств 124164 тыс.тенге
Активы предприятия выше обязательств на 121860 тыс.тенге.

По итогам 2009 года ДГП Талдыкоргангосэкпертиза показывает увеличение объема выполненных работ, финансово-экономическую состоятельность и стабильность как хозяйствующего субъекта в Алматинской области, а также положительную динамику развития инфраструктуры предприятия и перспективный рост в целом.
В качестве приоритетных задач на 2010 год, в условиях современной экономической нестабильности, предприятие считает в финансово-экономическом плане укрепление и стабилизацию всей структуры, эффективное планирование, расходование и контроль за денежными и материальными ресурсами. Вследствие выполнения поставленных задач будет повышаться конкурентоспособность, устойчивость предприятия, а также финансовая защищенность сотрудников.
Объемы экспертных работ (млн. тенге)


Объемы заключенных договоров

 Объемы выполненных работ

Остаток

Прогноз

Переходящие с
прошлогогода

За отчетный
период

Всего

За отчетный
период

Переходящие с
прошлого года

За отчетный
период

Всего 45357

306716

352073

288272

45357

306716

352073


Финансово-экономические результаты

 Наименование  

                 

За период

прошлогогода   

        

 

За отчетный 
период   
      
 %

     
 

 1.Доход от реализации продукции, работ и услуг
2.Чистый доход
3.Рентабельность предприятия, %
4.Себестоимость реализованной продукции
5.Дебиторская задолженность, в том числе:
а) просроченная, сроком более года;
б) текущая дебиторская задолженность;
в) переплата по налогам
6.Кредиторская задолженность, в том числе:
а) авансы, полученные;
б) задолженность по платежам в бюджет;
в) переплата по налогам
7. Фактически сложившийся норматив в % по ФОТ
8.Среднемесячная заработная плата работников:
а) АУП;
б) производственного отдела.
9. Бухгалтерский баланс
10. Отчет о доходах и расходах
11. Оборотно-сальдовая ведомость в «1С - Бухгалтерия»
12. Информация о проведении государственных закупок
249024
60123
35
79141
17924
2000
344
2294
15829
15829
119377
197199
178585

257386
75204
50
92609
43272
1888
496
5277
40922
40922
113250
229196
199843

105
125
143
117
241
95
144
230
258
95
116
112
Технический уровень производства

 Наименование За период
прошлого года  
За отчетный период  Оценка 
 1. Сумма средств, направленных
наразвитие и техническое
перевооружение собственной
производственной базы, млн. тенге.
2. Уровень компьютеризации
производства*,
3. Наличие баз данных по
нормативно- техническому и
законодательному обеспечению**
4. Разработка и наличие
внутренних методологических
документов предприятия по
совершенствованию
экспертной деятельности**
5. Уровень внедрения ИСМ и
ЕСЭДО **
* Прилагается перечень
внедренной новой техники,
технологий, в том числе
программного обеспечения
(отразить в пояснительной записке).
** Указываются в пояснительной записке .
4753  2136  
Информация о госзакупках

ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» государственные закупки производятся в целях материально-технического обеспечения всех подразделений, а также для выполнения уставной деятельности по проведению государственной экспертизы проектов.
1. Подготовлена по заявкам отделов номенклатура товаров, работ, услуг, на основании которой разработан и утвержден годовой план государственных закупок в строгом соответствии с новыми требованиями закона и Правил осуществления государственных закупок.
2. Подготовлены и утверждены всех внутренние документы, регламентирующие порядок организации процесса государственных закупок.
В настоящее время все необходимые документы регулярно публикуются на веб-сайте предприятия.

Проблемные вопросы и основные задачи предприятия на 2010 год


Приоритетной целью ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» ставит цель развивать интегрированную систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международных стандартов качества ISO 9001:2008, ISO 14001:2007 и OHSAS 18001, что позволит расширить область применения системы, эффективно интегрировать все составляющие производственного процесса и обеспечить экспертные услуги в соответствии с законодательными актами и стандартами Республики Казахстан.
Основными задачами ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» на 2010 год являются: поддержание финансово-экономической стабильности предприятия, развитие интегрированной СМК, переход на внутренний электронный документооборот, совершенствование экспертной деятельности посредством глубокого анализа проектных решений, соблюдение сроков государственной экспертизы, налаживание информационно-методической связи с Заказчиками и Проектировщиками, методологические контакты с дочерними предприятиями, стажировка экспертов, обновление и создание полной электронной библиотеки, создание архивной базы.


 Наименование

За период прошлого года

  За отчетный период

        % 

 1. Общий объем рассмотренной проектной
документации, в том числе по объектам
финансируемым за счет государственных
инвестиций, млрд. тенге

 962/ 144,762
840/134,945

 1250/184,373
1199/156,652

 129,94,/127,36
142,74/116,09  2. Объем рекомендованной к утверждению
проектной документации, в том числе по
объектам финансируемым за счет
государственных инвестиций, млрд. тенге

 955/132,126
836/123,879
 1242/177,319
1191/152,334  130,05/134,20
142,46/122,97

 3. Объем возвращенной на доработку
документации, в том числе по объектам
финансируемым за счет государственных
инвестиций, млрд. тенге

 7/2,142
4/0,823

 8/0,692
8/0,692

 114,29/32,31
200/84,08

 4. Снижение стоимости строительства,
в том числе по объектам финансируемым
за счет государственных инвестиций,
млрд. тенге

 11,265
10,982

 7,026
4,081

 62,37
37,16

 5. Увеличение стоимости строительства,
в том числе по объектам финансируемым
за счет государственных инвестиций, млрд. тенге

 0,771
0,739

 0,664
0,455

 86,12
61,57

МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕРТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА


«От качества проектов – к качеству экспертизы»
Экспертно-практический семинар на такую тему был проведён Талдыкорганским территориальным дочерним государственным предприятием РГП «Госэкспертиза» в рамках реализации мероприятий по совершенствованию экспертной деятельности 16 февраля 2009 года для проектных организаций региона.
Необходимость откровенного разговора между проектными организациями и государственной экспертизой назрела давно. Повестка дня: вопросы экспертной деятельности 2008 года, анализ ошибок в проектах (итоги 2008 года, наиболее частые и типичные ошибки, допускаемые в проектах), как выйти на норматив по жилью и ответы на вопросы. В работе семинара приняли участие руководители, ГИПы (ГАПы), ведущие сметчики проектных организаций и наши эксперты.
Открывая работу семинара, директор ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» Нукен Бишалович Султанбеков подчеркнул важность совершенствования системы обеспечения качества проектирования и строительства. Алматинская область уверенно занимает одно из лидирующих мест в республике по объёмам строительства. Выполнение государственного задания по ежегодному вводу жилых домов, создание множества новых объектов производственного, торгового, социального, культурного назначения, а также строительство транспортных коммуникаций требуют своевременной и качественной экспертизы проектов. Все предприятия системы РГП «Госэкспертиза» стремятся к максимальному соответствию требованиям современного строительного бизнеса, который требует оперативности, гибкости, но в то же время жёсткости и принципиальности в принятых решениях. Рассмотрение проектной документации, разработанной с применением новейших компьютерных программ, требует постоянного внедрения современных экспертных программных продуктов, ведь экспертиза по своим возможностям должна быть всегда на шаг впереди проектировщика. Заместитель директора ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» Нукебаев Мейрамхан Толеуханович, с позиции руководства, в своём докладе подвел итоги 2008 года и изложил проблемы, с которыми сталкивается экспертиза при осуществлении своей деятельности. В целях обеспечения эффективности экспертизы проектов ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» уделяет внимание выполнению законодательных и нормативных документов Республики Казахстан и качеству представленных проектов. За 2008 год при рассмотрении проектной документации выявлено 29749 нарушений, устранение которых в значительной степени повлияло на улучшение качества проектно-сметной документации и эффективность капитальных вложений. Среди них: недостаточность данных инженерно-геологических изысканий с учетом особых условий площади строительства; недостаточность исходных данных, послуживших основанием для проектирования и заключений органов государственного надзора; нерациональность решений по генеральному плану и транспорту; недоработки и необоснованность технологических решений и т.д. Остановились на некоторых типичных ошибках по разделам ПСД, были приведены примеры проектов.
Основными нарушениями законодательных и нормативных актов при разработке проектов являются следующие: -по составу и содержанию - проектная документация на строительство разрабатывается без учета требований государственных нормативов, что порождает замечания экспертизы по комплектации представляемых на экспертизу проектов, в том числе, по вопросам наличия необходимых согласований и технических условий для подключения инженерных сетей, данных по инженерно-геологическим изысканиям площадки строительства; - несоблюдение требований государственных нормативов при разработке проектов по вопросам объемно-планировочных решений, обеспечения санитарно-гигиенических условий труда работающих, охраны труда и техники безопасности, противопожарных мероприятий, а также по обеспечению тепловой защиты зданий, надежности и несущей способности конструкций; -составление сметных расчетов и определение затрат производится с нарушением положений, указанных в действующих сметно-нормативных документах, а также несоответствие физических объемов строительно-монтажных работ, учтенных в сметной документации, чертежах рабочего проекта и так далее. Качество проектов, поступающих на государственную экспертизу, продолжает оставаться низким, что сказывается на значительном увеличении трудоемкости экспертных работ и как следствие на сроках проведения государственной экспертизы. Далее семинар продолжился выступлениями экспертов, занятых непосредственно рассмотрением проектной документации. Ярким и эмоциональным было сообщение заместителя начальника производственного отдела Евтушевской Татьяны Николаевны. Она подчеркнула важность такого документа, как задание на проектирование. Большую часть ошибок на стадии рабочего проектирования можно избежать, если уделить внимание подготовке предпроектной документации. Исполнительные реформы привели к увеличению количества согласований в строительстве. Прохождение всех инстанций, чья виза, согласование или заключение необходимы для того, чтобы обеспечить качество и безопасность объектов строительства, может занимать несколько лет (эта проблема вызвала множество наболевших откликов, решено было следующее мероприятие посвятить решению данной проблемы и пригласить все надзорные и контрольные органы для выработки единой позиции взаимодействия). О проблеме строительства в сложных геологических условиях говорила главный специалист Карабут Татьяна Степановна, о часто повторяемых ошибках в проектировании разделов отопления и вентиляции – главный специалист Куйбида Николай Александрович. Проблемы работы сметного сектора осветила главный специалист Шульгина Людмила Анатольевна. Особую полемику вызвал вопрос арендного жилья и стоимости 1 квадратного метра. В целом семинар, по оценке присутствующих на нём, прошёл оживлённо. Заинтересованность зала проявлялась в большом количестве вопросов к выступающим. Итогом встречи также были адресные вопросы к Комитету по делам строительства и ЖКХ РК.